☎   "горячей линии":
УО - 8 (02152) 51455
отдел по образованию Миорского райисполкома - 8 (02152) 51580
Расписание
звонков
ГУО  “Повятская
ясли-сад - средняя школа”
РОДИТЕЛЯМ  ПЕРВОКЛАССНИКА
Уважаемые родители!
Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению
МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК:
1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать
пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок?
2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
3. Понимать смысл того, о чём ему читают?
4. Чётко выговаривать своё имя?
5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
6. Писать карандашами или мелком на бумаге?
7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них
изображено?
8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого
самовыражения?
9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям?
10. Слушать и следовать полученным указаниям?
11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
14. Проявлять интерес к окружающим предметам?
15. Ладить с другими людьми?

НАВЫКИ  ПЕРВОКЛАССНИКА
К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:
1. Мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
2. Умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
3. Причёсываться (своей расчёской);
4. Мыть ноги перед сном тёплой водой;
5. Утром и вечером чистить зубы;
6. При приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу; 
7. Пользоваться носовым платком;
8. Быстро одеться, раздеться, убрать постель;
9. Содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
10. Содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ;
11. При входе в помещение вытирать обувь;
12. Переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
13. При необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РЕБЕНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В 1 КЛАСС
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
- уметь чётко произносить все звуки речи;
- уметь выделять заданный звук в потоке речи;
- уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
- уметь составлять предложения из 3-5 слов;
- уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это животные);
 - уметь составлять несколько предложений о предмете;
 - уметь наизусть читать любимые стихотворения;
- уметь последовательно передавать содержание сказки.
 
К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементарные математические представления:
- уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;
- уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах 10;
- уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6);
- уметь соотносить цифру и число предметов в пределах 10;
- уметь сравнивать 2 группы предметов;
- знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
- уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;
- уметь оперировать понятиями: "налево", "направо", "вверх", "вниз", "раньше", "позже", "перед", "за", "между".
 
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
- уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
- уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова…);
- уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей…);
- иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень - жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…);
- знать названия 1-3 комнатных растений;
- знать названия 12 месяцев года;
- знать названия всех сезонов  года.
 
Кроме того, ребёнок, поступающий в 1-й класс, должен знать:
- своё имя, отчество и фамилию;
- свой возраст (дату и год рождения);
- в какой стране он живёт, в каком районе, деревне, на какой улице, в каком доме;
- полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
- знать правила поведения в общественных местах и на улице.
                                                Экипировка будущего первоклассника

Одна из важных проблем для родителей будущих первоклассников – как экипировать своего ребёнка.
Гигиенисты правильно считают, что детской одежде следует быть лёгкой, мягкой, рационально сконструированной.
Самочувствие ребёнка в большой степени зависит от свойств материалов, из которых изготовлена одежда, особенно первый слой, контактирующий с кожным покровом. Лучшие ткани для изготовления детского белья – хлопчатобумажные. Изделия из нейлона, капрона и других искусственных волокон желательно исключить.
Не менее важно правильно подобрать обувь ребёнку. Стопа ребёнка, образованная хрящами, может легко деформироваться, поэтому обувь не должна её сжимать, нарушая крово- и лимфообращение, препятствуя естественному росту ноги. Покупая обувь, помните: длина следа должна быть больше стопы – в носочной части, перед пальцами необходим припуск в 10 мм.  Важное значение для правильного развития и роста ноги имеет подошва. Небольшой каблук обязателен. Его высота для дошкольников составляет 5-10 мм, для школьников 8-12 лет – не менее 20 мм.
Не последнее место в экипировке будущего первоклассника занимает вопрос о том, в чём носить школьные принадлежности. Что выбрать: портфель, сумку с плечевым ремнём или ранец? Наш совет – ранец или модный у детей и подростков рюкзачок. Ранец или рюкзачок на спине позволяет равномерно распределять нагрузку, освобождает руки. Выбирая покупку, обращайте внимание не только на красоту и яркость. Лучше выбрать лёгкий, прочный, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием ранец (рюкзак). Подкладка должна быть из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка была плотной, хорошо прилегающей к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться. Плечевые ремни должны регулироваться по длине, ширина их не должна быть менее 3,5-4 см.
СПИСОК ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ, НЕОБХОДИМЫХ ПЕРВОКЛАССНИКУ
1. Костюм в деловом стиле
2. Спортивная форма, обувь
3. Ручки шариковые ученические
4. Карандаши простые
5. Стерка мягкая (ластик)
6. Точилка с накопителем
7. Краски акварельные и гуашь
8. Фломастеры (6 цветов)
9. Цветные карандаши -12 цветов
10. Пластилин
11. Доска для работы с пластилином
12. Пенал
13. Альбом для рисования и не один, дети очень часто используют бумагу  для рисования и различных  поделок.
14. Ножницы с тупыми концами в чехле
15. Клей – карандаш, клей ПВА
16. Набор цветной бумаги
17. Набор картона (цветного и простого)
18. Набор кисточек для рисования
19. Тетради (крупная клетка, узкая линейка с косой – по 2 штуки)
20. Папка для тетрадей (желательно под резинку)
21. Обложки для тетрадей
22. Закладки для книг
23. Линейка 20 см
24. Касса букв и цифр (по согласованию с учителем)
25. Веер гласных, согласных (по согласованию с учителем)
26. Веер цифр (до 20) (по согласованию с учителем)
27. Счетные палочки (по согласованию с учителем)
РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ЗАМЕТКУ
Обычно до поступления ребенка в школу мы ожидаем очень многого. Нам кажется, что с первого сентября ребенок, как по волшебству, изменится, станет настоящим первоклассником. Он будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учебой, а не игрой. Но что же происходит в реальности? Никаких волшебных изменений с ребенком не происходит. И 2 и 10 и 20 сентября он остается все тем же вчерашним дошкольником. Ребенок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется тревога не выполнить родительские наставления, обмануть ожидания взрослых.
Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде чем малыш станет настоящим школьником. Адаптация (привыкание к новым условиям) ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный, в котором принимают участие все участники педагогического процесса (учителя, родители, ребенок).
В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению материала.
В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Поэтому нужно учить детей рассматривать объект, нужно руководить восприятием.
Учебная деятельность способствует развитию воли. В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной. Учение всегда требует известной внутренней дисциплины. В этом возрасте формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах.
Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. Выполнение интеллектуальных операций маленькими школьниками связано с трудностями.
В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками. Причем зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить.
Родители должны постоянно тренировать движение пальцев рук ребенка, чтобы тот учился хорошо и правильно говорить. С другой стороны, тренируя пальчики своего ребенка, вы тем самым облегчаете овладением письмом. В начальный период обучения дети встречаются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей возникает неудовлетворение, а у родителей огорчении. На них обрушиваются бесконечные напоминания: правильно держи ручку, тетрадь, следи за посадкой, наклоном букв. И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму. Какие обычно у детей возникают проблемы с моторикой пальцев? Слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. Зрительные, и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и в воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. Кроме того, дети с трудом ориентируются в пространственных характеристиках. Каждый родитель имеет возможность оценить тонкую моторику своего ребенка и потренировать ее, если обратит внимание на то, как рисует ребенок.

Для того, чтобы развивать пальцы ребенка, родителям настоятельно  рекомендуется проводить и разучивать с детьми:

1. игры с пальчиками;
2. пальчиковые игры с палочками и цветными спичками;
3. пальчиковые игры со скороговорками;
4. пальчиковые игры со стихами;
5. физкультминутка, пальчиковую гимнастику;
6. пальчиковый алфавит;
7. пальчиковый театр;
8. театр теней.
Также необходимо:
1. рисовать красками различными способами: кистью, пальцем,
свечей, зубной щеткой;
2. лепить с использованием природного материала;
3. делать аппликации;
4. конструировать из бумаги (искусство оригами).

Для того, чтобы развить графическую моторику рук, рекомендуется:

1. рисование по трафаретам;
2. рисование по фигурным линейкам;
3. штриховка;
4. работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.

Таким образом, при поступлении ребенка в школу изменяется и отношение ребенка к миру, меняется восприятие мира, меняется отношение взрослых к ребенку. Именно поэтому самым близким человеком, который способен помочь ребенку в этот кризисный период является – родитель. Родителям необходимо в этот период быть особенно внимательными и оказывать ребенку психологическую и педагогическую поддержку.
Рекомендации  для родителей первоклассника
§ Ваш ребенок пошел в школу. Но не считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.
§ Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое  
время. Парта, ранец, тетради еще не делают из него ученика.
§ Уважайте новую жизнь ребенка. Теперь уже не вы решае­те, с кем он сидит за одной партой, какими должны  
быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Все это теперь его собственные уроки жизни,  
которые, по­верьте, важнее школьного расписания.
§ Запомнить имена учителей, одноклассников, их родителей. Иногда это может оказаться важным в самых  
неожиданных обстоятельствах. Никогда  не обсуждайте или говорите плохо об  учителе в присутствии ребенка.
§ По дороге в школу не делайте побочных дел. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, которые сегодня  
предстоят. То есть проявляйте ува­жение к школе как самому важному делу вашего ребенка.
§ И еще! Человек, который пошел в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный  
будильник, который он с вечера сам поставит на определенное время.
§ И еще очень важно - уважение к миру ребенка. Не загля­дывайте в ранец без его ведома. Он должен быть  
уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
§ Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать  
каждый свой день (хотя бы одно событие). Благодаря этой возмож­ности появится опыт размышлений о себе и  
своей жизни. 

Советы родителям первоклассников
Правило №1
Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в 1 класс и музыкальную школу, какую-то секцию  (лучше это  
делать за год или во 2 классе). Самое начало школьной жизни является стрессом для 6-7 летних детей. Если  
ребёнок не будет иметь возможность гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть  
проблемы со здоровьем.
Правило №2
Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы с ним будете  
проводить дополнительные занятия, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и давать малую  
физическую разрядку (например, попрыгать 10 раз)
Правило №3
Компьютер, телевизор и любое занятие, требующее большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не  
более часа в день – так считают врачи офтальмологи и невропатологи во всём мире.
Правило №4
Больше всего на свете в течение первого года обучения ребёнок нуждается в поддержке. И если вы хотите,  
чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его, чтобы за постоянными  
упрёками ребёнок не потерял веру в себя.
Несколько коротких правил
1.Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
2.Нельзя никогда, даже в сердцах, говорить ребёнку, что он хуже других.
3.Следует по возможности честно и терпимо отвечать на любые вопросы ребёнка.
4.Старайтесь каждый день находить время побыть наедине со своим ребёнком, особенно если в семье есть  
младшие дети (например, посадить на колени, расспросить о делах)
5.Учите ребёнка свободно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.
6.Не стесняйтесь подчёркивать, что вы им гордитесь.
7.Будьте честны в оценках своих чувств к ребёнку.
8.Всегда говорите правду, даже если это не выгодно для вас.
9.Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.
10.Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания.
11.Признавайте права ребёнка на ошибку.
12.Ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
13.И вообще, хоть иногда ставьте себя на место ребёнка.
Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс?
 
В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.
 
Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?
 
Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители в период с 2 июня по 28 августа подают следующие документы:
 
- заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;
- медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;
- свидетельство о рождении ребенка.
 
Вопрос 3. Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс?
 
Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.
 
Вопрос 4. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?
 
Не обязательно.
 
Вопрос 5. Первые классы – это классы школы или группы дошкольного учреждения?
 
Первые классы – это классы учреждения общего среднего образования. По решению местных исполнительных и распорядительных органов власти они могут размещаться как на базе школы, так и на базе дошкольных учреждений.
 
Если первые классы размещаются в школе, то для них создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д.
 
Если первые классы размещаются на базе дошкольных учреждений, то образовательный процесс в первую половину дня осуществляет учитель школы, остальное время с учащимися работают педагогические работники дошкольного учреждения. Учащиеся первых классов в данном случае входят в состав детского коллектива дошкольного учреждения. Их режим дня является составной частью общего режима дня дошкольного учреждения.
 
В период каникул, в том числе дополнительных в течение учебного года и летних, учащиеся первых классов могут посещать дошкольное учреждение на общих основаниях.
 

Вопрос 6. Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?

 
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
 
С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности.
 
С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана.
 
Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:
 
- уроки проводятся только в первую смену;
-для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение;
- каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;
- учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;
- наполняемость класса – не более 20 человек;
 - в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;
 - продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;
- продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут, после второго или третьего учебного занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе) продолжительностью не менее 30 минут.
- домашние задания учащимся не задаются.
 
Вопрос 7. Как же оцениваются результаты обучения первоклассников?
 
В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д.
 
Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
 
В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.
 
Вопрос 8. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?
 
Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.
 
Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.
 
Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.
 
Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
 
Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.
 
И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.
 
Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей. Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.
 
Вопрос 9. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?
 
Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни.
 
В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется государственной программой «Пралеска». Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе.
 
Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками.
 
Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе.
 
Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.
 
Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – чтение ребенку книги.  Читайте детям книги. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо родителям помнить всегда. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.
 
Вопрос 10. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?
 
Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.
 
Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний. Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться.
 
Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.
Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.
 
При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.
 
Вопрос 11. Где взять учебники, и какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику?
 
Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе.  
Примерный список необходимых принадлежностей для первого класса в школах, как правило, вывешивают.
 
Первокласснику необходимы:
 
- набор шариковых ручек
- фломастеры и карандаши
- ластик
- точилка
- обложки для тетрадей и книг
- пенал
- линейка
- краски (акварельные или гуашь)
- альбом для рисования
- набор кисточек.
 
Вопрос 12. Нужна ли школьная форма первоклассникам?
 
Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить. Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в данной конкретной школе. После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.
 
Вопрос 13. На чем остановить выбор: на школе, о которой «ходит» хорошая слава, или же искать хорошего учителя?
 
Пожалуй, это самый важный вопрос. Поскольку эти ответы будут читать в основном учителя начальных классов, чтобы использовать их для ответов родителям первоклассников на родительских собраниях, то обращаемся к ним. 
Уважаемые коллеги! Вы видите по содержанию вопросов, как волнуются родители, отдавая в Ваши руки своих первоклашек. На поставленный в данном случае вопрос ответ такой: ищите хорошего, доброго, терпеливого, любящего детей и свою работу учителя». От Вас зависит все: и желание учеников каждый день «бежать» к Вам в школу, ожидая встречи со своей, самой доброй учительницей, и усвоение нового материала на уроке, и хорошее настроение родителей, и спокойная обстановка в семье, и горящие глаза Ваших учеников, которые первый раз перешагнули порог школы с огромной надеждой и верой в то, что их здесь очень ждали, особенно Вы, их первая учительница.
Ребенок идёт  в 1 класс