☎   "горячей линии":
Миорский РИК
- 8 (02152) 51455
Отдел по образованию -
8 (02152) 51580
Расписание звонков
ГУО "Повятская средняя школа
имени Героя Советского Союза В. А. Бабичева"
Эмблема УО
Герб, флаг
Республики Беларусь,
прослушать государственный гимн
Герой Советского Союза
В.А. Бабичев
ЗЕЛЁНЫЕ  ШКОЛЫ.  КАЧЕСТВО   АТМОСФЕРНОГО   ВОЗДУХА
Направление 5. «Качество атмосферного воздуха»

Цель:
ознакомление учащихся со степенью загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования.

Задачи:
- изучить степени загрязнения атмосферного воздуха
- определить основные причины загрязнения атмосферного воздуха
- разработать памятки (рекомендаций) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха
- составить отчёт по результатам изучения качества атмосферного воздуха

План:
1. Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования.
2. Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне школы.
3.  Оценить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода) в микрорайоне учреждения образования.
4. Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования  и разработать памятки (рекомендации) по минимизации  загрязнения атмосферного воздуха   в микрорайоне УО.
5. Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования
6. Выполнить план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования.

Задание 5.1. Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования.
Дата выполнения задания: сентябрь – октябрь 2019 года, сентябрь 2020 г.

Список учащихся:
1. Дедушкевич Максим
2. Микель Евгений
3. Пальчех Полина
4. Самсанович Дарья
5. Степанова Ксения
6. Фатеев Глеб
7. Ходас Алина
8. Швед Ренат
9. Бальшакова Каролина
10. Блажевич Артём
11. Бурень Максим
12. Милашевич Ариана
13. Новицкий Влад
14. Сидоров Егор
15. Сивко Илья
16. Юркевич Илья
17. Мартилёнок Анастасия
18. Неверчик Юрий
19. Живицкий Влад
20. Митрофанов Данила
21. Самсанович Вероника
22. Яблонский Артём
23. Немиро Дарья
24. Смулько Анна
25. Шук Софья
26. Терешко Снежана
27. Панизник Алексей

В качестве методик для оценки загрязнения атмосферного воздуха в проведённых наших исследованиях использовались методы, основанные на  лихеноиндикации и оценке состояния хвои сосны обыкновенной.
1. Изучая загрязнения атмосферного воздуха методом лихеноиндикации, было проведено обследование деревьев в парке. Парк находится рядом со школой, вблизи дороги. Изучая ство-лы деревьев с южной стороны на высоте 150 см накладывали учётную площадку. На учётной площадке фиксировали, какие виды лишайников встречались, какой процент общей площади рамки занимает каждый растущий вид.
Подсчитав общее количество видов лишайников, встречающихся на исследуемой территории, можно сделать вывод, что численность лишайников на деревьях со стороны школы – разнообразная, на деревьях возле дороги видовое разнообразие – скудное, а значит атмосферный воздух на территории, прилегающей к школе – чистый, а воздух в парке, вдоль проезжей части – загрязнённый. Учащиеся составили коллекцию лишайников и провели итоговое мероприятие «Оценка экологического состояния пришкольной территории» для 5-9 классов.
2. Для определения загрязнённости воздуха по состоянию хвои сосны обыкновенной работали в следующем порядке:
- определили участки проведения работы;
- изучили степень повреждения хвои с помощью лупы;
- выявили хлорозы, некрозы кончиков хвоинок и всей поверхности;
- определили процент и характер (точки, крапчатость, пятнистость, мозаичность)

По результатам исследования были выявлено:
75% - хвоинки без пятен
3% - с большим числом чёрных и жёлтых пятен, некоторые из них крупные, во всю ширину хвоинки.
9% - с небольшим числом мелких пятнышек.
7% - нет сухих участков.
4% - усохла треть хвоинки.
2 % - вся хвоинка жёлтая или сухая.
Территория школы, прилегающая к лесному массиву, имеет чистый воздух.
Задание  5.2. Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне школы.

Список учащихся:                                Дата выполнения задания: январь 2020 г.
1. Александрович Дмитрий
2. Драбо Алина
3. Жойдь Вадим
4. Живицкая Ульяна
5. Рубаник Милана
6. Ринкевич Тимафей
7. Дедушкевич Максим
8. Микель Евгений
9. Пальчех Полина
10. Самсанович Дарья
11. Степанова Ксения
12. Фатеев Глеб
13. Ходас Алина
14. Швед Ренат
15. Бальшакова Каролина
16. Блажевич Артём
17. Бурень Максим
18. Милашевич Ариана
19. Новицкий Владислав
20. Сидоров Егор
21. Сивко Илья
22. Юркевич Илья
23. Мартилёнок Анастасия
24. Неверчик Юрий
25. Живицкий Владислав
26. Митрофанов Данила
27. Самсанович Вероника
28. Яблонский Артём

Для определения степени загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова в микрорайоне школы мы поступили следующим образом:
1. Изучили снег в парке возле деревьев;
- возле школьного забора;
- на открытой местности (вблизи дороги);
- определили внешний вид снега;
- количество снега;
- степень загрязнённости снега.
По внешнему виду учащиеся определили что:
1. Снег в парке возле деревьев, и около школьного забора был сухой и белый.
2. Вблизи дороги беловато-серый, мокрый.

По замерам линейкой установили, что:
а) снега больше возле забора – 7 см
б) возле деревьев – 5-7 см
в) на открытой местности -3-5 см
Для определения степени загрязнённости снега учащиеся набирали его в пронумерованные пакеты. Затем растапливали содержимое пакетов, доводили до комнатной температуры, взбалтывали, наливали в пробирки одинаковое количество талой воды и сравнивали каждую пробу с образцом.
Талая вода от снега (относительно образца) возле школьного забора была прозрачной, возле деревьев – слабозагрязнённая, на открытой местности - сильнозагрязнённая.
Задание 5.4. Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне УО.

Список учащихся:                                Дата выполнения: февраль-апрель 2020

1. Большакова Каролина
2. Новицкий Владислав
3. Сидоров Егор
4. Юркевич Илья
5. Рубаник Татьяна
6. Бурень Максим
7. Блажевич Артём
8. Милашевич Ариана
9. Сивко Илья
10. Мартилёнок Анастасия
11. Неверчик Юрий
12. Яблонский Артём
13. Митрофанов Данила
14. Самсанович Вероника
15. Живицкий Владислав
16. Дементьева Наталья
17. Рубаник Антон
18. Степанова Анастасия
19. Терешко Снежана
20. Артимович Андрей
21. Драбо Владислав
22. Максимов Максим
23. Немиро Дарья
24. Панизник Алексей
25. Пялик Виталий
26. Смулько Анна
27. Шук Софья

Наша школа находится в сельской местности и мы все проживаем здесь. Поэтому нас волнует проблема загрязнения воздуха на селе и в микрорайоне школы. Мы решили выяснить, что же влияет на загрязнение воздуха в микрорайоне нашей школы .Чтобы  узнать причины загрязнения воздуха мы действовали по плану:
1. Изучили литературу по данной теме.
2. Установили основные источники загрязнения воздуха.
3. Определили основные причины загрязнения атмосферного воздуха на селе и в микрорайоне учреждения образования.


Как итог:
- в нашей деревне (здесь находятся мехдвор, ремонтная мастерская, автозаправочная база, 2 МТФ, зерносушилка-склад);
- вблизи школы (котельная);
- на расстоянии 4 км от школы (АБЗ ДРСУ № 203).

Причины загрязнения воздуха:
- использование топлива для сельскохозяйственной техники низкого качества;
- наличие устаревшего оборудования для очистки воздуха на
АБЗ;
- применение ядохимикатов на полях для борьбы с сельскохозяйственными вредителями, сорняками;
- хранение удобрений под открытым небом;
- использование твёрдого топлива в частном секторе для отопления жилых помещений;
- увеличение количества частного транспорта;
- весенние и осенние палы сухой травы, листвы, мусора на приусадебных участках.

На основании изученной проблемы мы разработали памятки по минимизации загрязнения атмосферного воздуха для СУП «Черессы» филиал Повятье, для местного населения. С результатами исследования ознакомили администрацию правления СУП «Черессы» филиал Повятье. Провели разъяснительную работу с местным населением с вручением памяток. Разместили памятки в общедоступных местах (сельский Совет, магазин, СДК «Повятье», библиотека, ФАП.)
Задание 5.3. Оценить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода) в микрорайоне учреждения образования.

Список учащихся: Дата выполнения: ноябрь 2019, март 2020, ноябрь 2020 г.

1. Большакова Каролина
2. Новицкий Владислав
3. Сидоров Егор
4. Юркевич Илья
5. Рубаник Татьяна
6. Бурень Максим
7. Блажевич Артём
8. Милашевич Ариана
9. Сивко Илья
10. Мартилёнок Анастасия
11. Неверчик Юрий
12. Яблонский Артём
13. Митрофанов Данила
14. Самсанович Вероника
15. Живицкий Владислав
16. Дементьева Наталья
17. Рубаник Антон
18. Степанова Анастасия
19. Терешко Снежана
20. Артимович Андрей
21. Драбо Владислав
22. Максимов Максим
23. Немиро Дарья
24. Панизник Алексей
25. Пялик Виталий
26. Смулько Анна
27. Шук Софья

Автомобильный транспорт считается одним из главных поставщиков ядовитых веществ в воздух.
Загрязнение происходит по трем основным направлениям:
- отработанные газы через выхлопные трубы;
- картерные газы;
- испарение топлива.
В отработанных газах двигателей содержится более 200 химических элементов и соединений. Наибольшее загрязнение происходит в режимах разгона и торможения, когда увеличивается расход топлива и выбросов в атмосферу.
Для того, чтобы оценить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств в микрорайоне учреждения образования учащиеся 7 класса использовали методы учета транспортных средств:
- Выбрали пункт наблюдения;
- Определили время наблюдений для каждого из 5 учащихся ( 30 минут);
- Составили таблицу учета транспортных потоков;
- На таблице отметили каждую проехавшую машину в ту и другую сторону;

Место наблюдения: Автотрасса, проходящая возле УО
Дата наблюдения: 23 ноября 2019
Период наблюдения: 8.30- 11.00

Таблица «Учет транспортных потоков»
Место наблюдения: Автотрасса, проходящая возле УО
Дата наблюдения: 23 марта 2020
Период наблюдения: 8.30- 11.00

Таблица «Учет транспортных потоков»
По данным наблюдений в ноябре и марте установлено, что за один и тот же интервал времени в ноябре транспортный поток меньше, чем в марте. За 2,5 часа в ноябре проехало 19 единиц техники, а в марте 36. В среднем за 8 часовой рабочий день проезжает до 60 (ноябрь) и до 110 (март) единиц техники.
На основании этого можно сделать вывод, что более опасные условия для загрязнения воздуха создаёт транспортный поток в весенне - летний период. Но по существующим санитарным требованиям по уровню загрязнения и шума допускается поток транспорта в жилой зоне не более 200 автомашин при уровне шума от 35 до 45 децибел. А так как транспортный поток в жилой зоне и микрорайоне школы не превышает 200 автомашин , можно сделать вывод, что атмосферный воздух в микрорайоне школы чистый.
Задание 5.5 .Составить  план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования.

Дата выполнения задания: 5 сентября 2019, сентябрь 2020 г.

Исследовав качество атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и изучив необходимую литературу, учащиеся совместно с педагогами пришли к мнению о необходимости создания плана действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне УО
ПАМЯТКА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ

Уважаемые жители!!!

Если вы хотите помочь планете и себе, попробуйте внести собственный вклад в уменьшение загрязнения воздуха в регионе и окружающем мире.
1. Используйте общественный транспорт: чем реже вы пользуетесь личным автомобилем, тем меньше продуктов горения попадет в атмосферу.
2. Покупайте автомобиль с более новым сроком службы.
3. Держите автомобильные шины накаченными: плохо накаченные шины увеличивают потребление топлива и, как следствие, выхлопных газов.
4. Посадите дерево: даже одно дерево поможет легче дышать, а целый сад сможет очистить огромное количество токсичного воздуха. Смолистый запах ели, сосны, аромат берёзы, дуба, сирени, лиственницы очень полезен для человека.
5. Выключайте свет: не стоит держать свет и электрические приборы включенными, если в этом нет необходимости. Чем больше электроэнергии вы тратите, тем больше загрязняете воздух.
6. Используйте бумагу с двух сторон: неэкономное использование бумаги - это не только вырубка лесов, но и токсичное производство. Используя не-нужные листы, как черновики или распечатывая документов с двух сторон, вы спасет не только лес, но и уменьшаете количество опасных выбросов в атмосферу.
7. Выбирайте продукты с минимальной упаковкой: постарайтесь в мага-зинах и супермаркетах отдавать предпочтение товарам с минимальной упа-ковкой, или упаковкой, которую можно использовать повторно.
8. Покупайте вещи, сделанные из переработанных материалов: это по-зволит снизить потребность в новом сырье для производства новых пред-метов.
9. Ешьте местные продукты: старайтесь покупать местные овощи и мясо, не стоит поощрять долгие грузоперевозки.
10. Используйте краски на водной основе: чем меньше нефтепродуктов вы используете в быту, тем лучше для вашего здоровья и состояния окружающей среды.
11. Избегайте полиэтиленовых кульков: они загрязняют атмосферу и содержат токсичные вещества. Помните, срок разложения привычного и удобного для нас пакета - более 60 лет.
12. Пользуйтесь аккумуляторами:  ежегодно покупается миллиарды батареек, и лишь 30% из них сдаются на пункты утилизации. Аккумуляторы не только уменьшат количество опасного мусора, но и существенно сэконо-мят ваш бюджет.
13. Не устраивайте  весенние и осенние палы сухой травы, листвы, мусора на приусадебных участках.

Не так уж это и сложно. Правда?
Воздух, которым мы дышим, сегодня полон токсичных и опасных веществ. Чтобы он был чистым, в нем должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа.
600 литров кислорода необходимо для дыхания на 1 день
Задание 5.6. Выполнить план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования.

Дата выполнения: ноябрь 2019 - июнь 2020, ноябрь 2020 г.

Список учащихся:
1. Александрович Дмитрий
2. Драбо Алина
3. Жойдь Вадим
4. Живицкая Ульяна
5. Рубаник Милана
6. Ринкевич Тимафей
7. Дедушкевич Максим
8. Микель Евгений
9. Пальчех Полина
10. Самсанович Дарья
11. Степанова Ксения
12. Фатеев Глеб
13. Ходас Алина
14. Швед Ренат
15. Бальшакова Каролина
16. Блажевич Артём
17. Бурень Максим
18. Милашевич Ариана
19. Новицкий Влад
20. Сидоров Егор
21. Сивко Илья
22. Юркевич Илья
23. Мартилёнок Анастасия
24. Неверчик Юрий
25. Живицкий Влад
26. Митрофанов Данила
27. Самсанович Вероника
28. Рубаник Антон
29. Терешко Снежана
30. Артимович Андрей
31. Драбо Владислав
32. Немиро Дарья
33. Панизник Алексей
34. Пялик Виталий
35. Смулько Анна
36. Шук Софья

Данный план был составлен группой учащихся 5-9 классов совместно с педагогами Астукевич А. Б. и Мартиленок О.В.
Каждый пункт предполагает срок выполнения и ответственных учащихся и педагогов.
В сентябре директором ГУО «Повятская ЯС-СШ» Павловской Е. В. план доведён до сведения педагогов, работников школы, в октябре 2019 на общешкольном собрании с планом ознакомлены родители.
В декабре 2019-январе 2020 учащиеся 5-9 кл под руководством педагогов Астукевич А. Б. и Мартиленок О.В. изучали интернет-ресурсы, литературу для разработки рекомендаций по минимизации загрязнения атмосферного воздуха
Учащиеся 5-9 классов в феврале 2020 года под руководством педагогов Астукевич М. Г., Мартиленок О.В. выполнили третий и четвёртый пункты плана и разработали памятки для местного населения, администрации СУП «Черессы» филиал Повятье.
Учащиеся 6,8 классов под руководством педагога Сауть В.К. в марте 2020 года прове-ли разъяснительную работу с местным населением с вручением памяток по минимизации загрязнения воздуха в аг. Повятье согласно пятого пункта плана, а учащиеся 9 класса под руководством педагога Астукевича А. Б. ознакомили администрацию правления СУП «Черессы» филиал Повятье с содержанием памяток
В апреле учащиеся 5,6 кл. под руководством Мартиленок О.В. разместили памятки в общедоступных местах (Сельский Совет, ФАП, СДК, библиотека аг. Повятье)
В мае 2020 года учащиеся 9 кл. под руководством педагога Астукевича А. Б. посетили администрацию правления СУП «Черессы» филиал Повятье получения информации о том, придерживаются ли они рекомендаций.
В июне 2020 учащимися 8,9 классов под руководством педагога Астукевича А.Б. Мар-тиленок О.В. осуществлён визит в инспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды для получения информации о качестве атмосферного воздуха в Миорском районе.